• VTEM Image Show
  • VTEM Image Show
  • VTEM Image Show
  • VTEM Image Show
  • «Возрождаем традиции»

    Вся информация о центре, предстоящих мероприятиях и нашей повседневной работе в этом разделе
    Подробней...
  • Традиции русской кухни

    Русская кухня во всем своем разнообразии – богата и интересна. Откройте ее для себя заново вместе с нами
    Подробней...
  • Молодежные программы

    Чтобы страна была сильной и успешной, дети должны быть здоровы. Наша задача воспитать у молодежи понимание здорового образа жизни
    Подробней...
  • Наука о здоровье

    Все хотят быть здоровыми, но не все знают, что для этого нужно делать. Проверенная информация от ведущих научных институтов страны
    Подробней...

Наши партнеры

Когда качество жизни важно для Вас и Ваших партнеров

Доклад на конференции «НАШ – ХЛЕБ»

Доклад на конференции «НАШ – ХЛЕБ»

Уважаемые товарищи, сегодня нас с вами объединила научно - практическая конференция «НАШ-ХЛЕБ» - участники которой представляют разные направления агропромышленного комплекса, или работают в хлебопекарной отрасли. На конференции нам предстоит обсудить ряд вопросов, неотложность и важность которых признается сегодня всеми. Это необходимость преодоления кризисных явлений, забота о сохранении традиционных рецептов, противостояние тем заблуждениям, которые сложились в обществе по отношению к ХЛЕБУ. Это, наконец, нравственное измерение этого продукта – как продукта  жизни личной и общественной. Перечисленные вопросы сегодня обсуждают журналисты, эксперты, ученые, рядовые граждане. Но, на мой взгляд, чисто утилитарный подход к этим проблемам, каким бы профессиональным не был этот подход, упускает из вида нечто очень существенное, упускает из вида некую коренную причину развития кризисных явлений в современной человеческой цивилизации и в российском обществе. В поведении людей сегодня присутствуют черствость, безответственность, хищническое отношение к природе, погоня за удовольствиями, которые часто оборачиваются мучительной ломкой - все эти бедствия коренятся в человеческой душе, а не исцелив душу, нельзя оздоровить ни экономику, ни экологию, ни какую - либо вообще из сторон нашей общественной жизни. 

   Многие явления в современном мире наполняют душу и разум все новыми и новыми мыслями и чувствами, информацией, побуждают копить знания, анализировать житейский опыт. Все это может быть для человека весьма полезным, а если учесть радикальное развитие науки, техники, технологий, общественных отношений, - это становится просто необходимым. Но не менее, а может быть, и более важно - не затуманивать свой взор, не терять жизненной перспективы, хранить душу от грязи и духовной нечистоты. Именно чистота души, как свидетельствует история, является основой достойного устроения жизни человека и общества. 

   Многие сегодня ощущают на себе недоброе дыхание кризисных процессов. Чем они вызваны? Нас долгие годы уверяли, что главное в любой хозяйственной отрасли - это капитал, средства производства, теории и технологии. Однако разразившийся кризис опроверг эти постулаты. Главное в производстве - человек. От его ума, от его души, от его нравственного состояния зависит настоящее и будущее мирового хозяйства. Когда деньги в мировой экономической системе отрываются от труда, когда нужные отрасли бурно развиваются, а второстепенные беднеют - тогда, рано или поздно, экономика перестанет быть эффективной и переживает кризисы. Хозяйственная отраслевая система, построенная только на стремлении к наживе, на равнодушии к судьбе человека, на пренебрежении к нравственным нормам - лишена устойчивости и может рухнуть в любой момент, погребая под своими обломками судьбы людей. Состояние отрасли, а особенно хлебопекарной, напрямую зависит от духовного, нравственного состояния личности.

   Возьмите у времени несколько минут, и мысленно представьте, что у Вас в руке разломленный хлеб. Мягкой тяжестью он лежит в руке, согревая ладонь. Проходя огонь печи, он остается живым, остывая, он не становится холодным. Он дышит чистой, неслышной силой, накопленной веками. Тысячи пшеничных поколений дали жизнь тому зерну, что, рассыпавшись мукой, обернулось нашим хлебом. У вас в руке нить, уходящая к началу времени. Солнце какого года вставало над первым полем? В какой земле лежало то первое поле, какой аромат оно отдавало ветру, приносившему дождь, и на каком языке молил об урожае засеявший его? Чьи руки принесли к вам в детство это чудо?

   С неспешностью спокойной волны, приносящий к вашим ногам тихий всплеск бесконечных вод, память раскладывает картины прошлого, от которых не отвести взгляд. Помимо воли воспоминания становятся мечтами. Они до глубины спокойны, как спокоен человек, у которого есть хлеб.

   Хлеб… Какое короткое слово! А сколько сил, труда и энергии нужно для того, чтобы вырастить его. В нём и труд учёного, создавшего новый сорт зерна, и труд инженера, рабочего – создателя замечательной техники, и труд сеятеля, бросившего зерно в благодатную землю, и труд пекаря.

   Хлеб единожды был создан для людей. Сколько ни думай, лучше хлеба не придумаешь. У хлеба нет и не может быть конкурентов, никакая другая еда не выдерживает сравнения с хлебом.. Все великие земные блага, пусть они и лакомые, но все же приложения к основному, к главному – к воистину его величеству Хлебу. С ним было связано всё: и радость, и горе, и надежда на будущее. И как тут не согласиться со старым землепашцем, который воскликнул: «Хлеб!.. Что может быть важнее хлеба?! Хлеб – имя существительное, а весь остальной продукт – прилагательное!» Слова эти не лишены определённого и притом глубокого смысла. В самом деле: в семье, в государстве, коли есть на столе хлеб, остальное как - то легче прикладывается. Хлеб, как известно, может с успехом соперничать с золотым запасом, по которому принято определять, сколь богата или бедна страна. Хлеб – он солдат в будни войны; он искусный пропагандист, политик и дипломат – в дни мира. Хлеб, наконец, - это милосердная рука, протянутая голодающему или пострадавшему от стихийных бедствий соседу. Не потому ли, кроме всяких прочих войн, больших и малых… есть ещё одна война, или, точнее сказать, ещё одна битва, которую люди ведут постоянно, из века в век, ведут тысячелетиями, - это битва за хлеб, ибо она означает в конечном счёте битву за жизнь на земле. 

   Но хлеб не только продукт питания, это освящённый веками символ родной земли, символ труда, доброты, дружбы. Испокон веков хлеб был не просто едой. Он был мерилом не только общественного благосостояния, но и человеческой совести. Хлебом – солью встречали друзей. За хлеб бились с врагом насмерть. Хлебом, как именем матери, клялись. Он был продуктом, вызывающим особое, можно сказать святое чувство. С давних времён хлеб для нашего народа был святыней.  Хлеб – как продукт культа, во многих религиях освящался Господом и молитвой священнослужителей. Рассматривая этот аспект проблемы с религиозной точки зрения, не предвзято и спокойно, никому ее не навязываю, потому что у всех присутствующих здесь свои убеждения, свое отношение к Богу и религии.

   Хлеб – это дар Божий. Бог после сотворения человека и снова после потопа, указывает: «В поте лица твоего будешь есть хлеб» (Быт. 1,29). С тех пор обилие или недостаток хлеба обретают значение знамения: обилие - благословение Божие, недостаток – наказание за грехи. Хлеба предложения, которые находились в Ветхозаветном храме, были символом общения человека с Богом. Мельхисидек как Царь и священник приносит Богу хлеб и вино в знак признания Его дара (Быт. 14.18). Уже согласно наиболее древним законам при жертвоприношениях должны были употребляться опресноки, они составляли пищу Израиля во время празднования Ветхозаветной Пасхи (Исх. 23.15, 34.25). Это было символом исхода евреев из Египта, который был поспешный, не давший времени взойти хлебу. Позднее к нему прибавилось идея некоего обновления: старая закваска должна исчезнуть. (Исх. 12.15).

   Употребление хлеба в богослужении нашло свое завершение в таинстве Евхаристии, которое Иисус Христос установил во время Тайной Вечери, перед тем, как идти на крестные страдания. В этом таинстве Он претворил хлеб и вино в Свою плоть и кровь. Спаситель повелел возобновлять это действие, которым Он  претворил хлеб в  Свое Тело, приносимое в жертву и являющееся таинством единства верных (1 Кор 10.16-22, 11. 23-26). В Евангельском повествовании Иисус Христос два раза явил чудо умножения  хлебов, через Евангелиста Иоанна Христос открывает смысл этого чуда, говоря, что Он Сам есть истинных Хлеб. Сперва Спаситель говорит о Себе как о Слове, в Которое надлежит верить. Это воплотившееся Слово отдает Себя в жертву, и поэтому обращение к вере непременно должно заключать в себя приобщение к этой жертве в таинстве Евхаристии. Хлеб, ежедневно преподаваемый Богом в этом таинстве верующим, есть насущная пища и дар Божий ДАЖЕ в своей вещественности, являет Самого Христа, который есть истинный Хлеб Небесный, Хлеб жизни, живый и животворящий.

   В заключении хочется отметить, что многие из присутствующих в зале каждодневно воссоздают для всех хлеб, а мы ищем смысл его для себя. Сотворение хлеба – это радость от работы на пределе сил, «… в поте лица своего».

   Наша конференция – поклон хлебу.