• VTEM Image Show
  • VTEM Image Show
  • VTEM Image Show
  • VTEM Image Show
  • «Возрождаем традиции»

    Вся информация о центре, предстоящих мероприятиях и нашей повседневной работе в этом разделе
    Подробней...
  • Традиции русской кухни

    Русская кухня во всем своем разнообразии – богата и интересна. Откройте ее для себя заново вместе с нами
    Подробней...
  • Молодежные программы

    Чтобы страна была сильной и успешной, дети должны быть здоровы. Наша задача воспитать у молодежи понимание здорового образа жизни
    Подробней...
  • Наука о здоровье

    Все хотят быть здоровыми, но не все знают, что для этого нужно делать. Проверенная информация от ведущих научных институтов страны
    Подробней...

Наши партнеры

Когда качество жизни важно для Вас и Ваших партнеров

«Традиции православия в формировании здорового питания». Доклад на конференции «Детское питание»

Говоря о Традициях православного питания, мы обращаемся к проблемам исторического наследия культуры, сложившихся и передаваемых из поколения в поколение обычаев, порядков и правил поведения. При этом традиционные ценности принимают характер практического идеала или образца, в соответствии с которым происходит формирование личности. Традиции православного питания складывались веками и продолжают находиться в живом процессе созидания и совершенствования.

Традицию православного питания освятил и заложил Иисус Христос, в ее основе жертвенная любовь. Подобно тому, как Христос из любви предлагает нам Свои блага, так и те кто из любви пекутся о том, чтобы как можно лучше приготовить те блага, которыми они пользуются, и разделить их со своими ближними, уподобляются Спасителю. Систему православного питания более правильно называть – православная трапеза. Слово «трапеза», переводится с греческого как стол, на котором предлагается пища. Это понятие очень символично, потому что оно возводит нас к духовной трапезе, к святому престолу, стоящему посреди алтаря, на котором совершается бескровная жертва, когда верным христианам предлагается в пищу и питие тело и кровь Христовы. 

Физиологическое естество – неотъемлемая часть человека. Как говорит ап. Павел: «Тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого вы имеете от Бога» (1Кор. 6,19). Для того, чтобы поддерживать храм души – тело, человеку необходимо питаться. Именно трапеза объединяла первых христиан для молитвы и общения, а Богослужение обычно заканчивались «Агапами» или трапезами любви, на которых они и вкушали пищу. Во время трапезы запрещались праздные разговоры, читались душеполезные поучения. 

Любое дело христианин начинает с молитвы, поэтому как приготовление пищи, так и ее вкушение не являются исключением. Молитва освящает еду. Кто хоть раз кушал в монастыре отмечают, что монастырская трапеза ничем не уступает еде самых лучших ресторанов, а по своему вкусу и превосходит ее. Трапеза, как и любое дело в монастыре, благословляется. 

Многие ученые гигиенисты отмечали, что существует почти всеобщая привычка есть при всяком представившемся случае и удовлетворять всевозможные прихоти аппетита, не обращая внимания на действительные потребности организма. В еде необходимо соблюдать умеренность. Пр. Серафим Саровский говорит: «Только досыта ничего не вкушай, оставляя место Святому  Духу». Недаром в древности умеренность называли матерью всех добродетелей. В силу ряда причин, человек, как правило, бывает не воздержан в пищи. Удовлетворение естественной человеческой потребности в еде не должно превращаться в служение своему чреву, пища не должна порабощать человека, делаться его кумиром, порождать страсть. «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими» (Лк. 21, 34). Таким образом, с внешнего, чисто формального выполнения Закона акцент был перенесен на внутреннее воздержание, духовное трезвение.

Христианину не зазорно вкусить пищу, даже деликатес, если он делает это со страхом Божиим, с благодарностью и умеренно. Это касается и качества пищи и ее количества. Можно есть досыта, но не переедать. Принцип прост, человек должен руководствоваться благоразумием. У кого-то тяжелая физическая работа, для некоторых больных необходима диета, а у детей растущий организм, поэтому при желании можно посоветоваться с диетологом и священником.

В существующих системах религиозного питания, таких как халяль или кашрут, есть запрещение на использование некоторых продуктов. Например, нельзя вкушать свинину, или как в кашруте в пищу запрещается употреблять мясо нечистых животных. 

Система православного питания в своей основе имеет регламентацию, которая дана в Божественном откровении.

Согласно Библии, первоначально для питания человека предназначалась лишь растительная пища. «Вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; - вам сие будет в пищу» (Быт. 1, 29). Впрочем, даже в райском саду первым людям было дано повеление не есть плодов определенных деревьев, а нарушение этой заповеди, как гласит Библия, привело к изгнанию людей из рая.

В дальнейшей библейской истории после Всемирного потопа Ною и его потомкам Бог разрешил питаться и продуктами животного происхождения. «Да страшатся и да трепещут вас все звери земные, (и весь скот земной,) и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они; все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все» (Быт. 9, 2-3). Но при этом воспрещалось есть живую тварь, кровь и соответственно, мясо с «нестекшей» кровью (в частности, «удавленину»). «Только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте» (Быт. 9,4).

После сошествия Святого Духа на первом апостольском соборе было установленно, требовать выполнения минимальных повелений, данных Богом для всех людей через Ноя, то есть удерживаться от удавленины, крови, идоложертвенного. Такая внешняя свобода сочеталась с требованием высокой внутренней нравственности — «не делать другим то, чего не хотят себе» (Деян. 15). Заметим, что указания Апостольского собора никем не были отменены и сохраняют для христиан силу до наших дней. Поэтому христиане не могут вкушать никакого блюда из крови, например, кровяную колбасу.

Стоит отметить тот факт, что православное питание привязано к календарю. Есть периоды мясоедов и постов. Во время мясоедов в православном питании используются все продукты животного и растительного происхождения. Питание в пост регламентируется церковным уставом.

По учению св. Отцов, пост – это посильная жертва Богу, путь, покаянием возвращающий человека в рай. Пост – это не диета и не смирительная рубашка, а инструмент духовного совершенствования по борьбе с грехом через воздержание от пищи. Это средство, которое ослабляет в нас страстные движения плоти, возбуждаемые обильным и сладким питанием тела; но так, чтобы не совсем расслабить нашу телесную природу, а - напротив - сделать ее легкою, крепкою и способною подчиняться движениям духа. Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой. 

Устав Церкви учит, от каких продуктов следует воздерживаться во время постов - это: мясо, сыр, коровье масло, молоко, яйца, а иногда и рыба.

Существует пять степеней строгости поста:

  • полное воздержание от пищи;
  • ухоядение или пища, которая не подвергается термической обработке (например, овощи, фрукты, сухофрукты, орехи, оливки, маслины, и т.д.);
  • вареная пища без масла;
  • вареная пища с маслом (растительным);
  • пища, приготовленная с использованием рыбы.

В традициях православного питания, посты бывают многодневные и однодневные. К многодневным постам относятся: Великий, Рождественский, Петров и Успенский. К однодневным: сочельники, среды и пятницы всего года, за исключением святок и пасхальной седмицы и еще ряд дней, связанных с церковными праздниками.

Соблюдение постов никоим образом не может повредить здоровью человека, и это подтверждается многовековым опытом миллионов православных христиан. Когда человек решит начать поститься, по возможности нужно взять благословение у священника.

Какой должен быть пост у детей? Прежде всего, он должен заключатся не в формальном ограничении мясных и молочных продуктов, употребляемых в пищу, особенно в весенний период, который приходится на Великий пост. Ограничение детей в молочных продуктах, может быть не всегда и не всем полезно, поэтому лучше сократить пустые развлечения, например компьютерные. Желательно приучать детей к посту по духу, но при этом необходимо руководствоваться благоразумием и советоваться с духовником, проявлять большую мудрость, терпение и любовь.  

Когда мы говорили об уникальности православной системы питания, то имели в виду не ее обрядовую сторону, а трапезу как духовное понятие. Православная трапеза - это составляющая духовной жизни христианина, помогающая идти ему ко спасению.

Наше время характеризуется тем, что мы стали неискушенными потребителями из-за ориентированной на прибыль политики и бездушной, агрессивной торговли. Как народу любящему «все, что в моде», даже если оно окажется и чужим, нам подсунули порошковое молоко, пластифицированные сыры, муку, жир и сахар, очищенные от всего натурального, кока-колу, «Мак Дональдс» и чипсы.

Пища в этом смысле особая притча, о культуре питания и не говорим. «На бегу», «С ходу», «Наскоро» вот новые лозунги. В результате наши дети стали болезненными, нервными, со слабым иммунитетом.

А есть ли выход? Конечно!

Сегодняшняя конференция этому подтверждение. Какой будет система питания детей и какие продукты они будут кушать, зависит в какой-то степени и от нас самих.

Говоря сегодня о Традициях православного питания, мы не хотим остановить или «затормозить» какие - либо мировые процессы, мы приглашаем посмотреть на православную трапезу, как на глубокий, незамутненный и божественный источник, существующий тысячелетия. 

Еще не поздно зачерпнуть из него, чтобы напиться и насладиться его неисчерпаемыми богатствами.